ЗЧЕПЛЕННЯ
Тиск рідини, що створюється поршнем 13 головного циліндра при натисканні на педаль зчеплення, по гидропроводу 18 передається на гидропоршень 30 робочого циліндра і переміщує його. При переміщенні гидропоршень віджимає впускний клапан 33 від сідла 34, забезпечуючи тим самим надходження стисненого повітря з ресивера в пневмополость робочого циліндра 20. Під дією тиску повітря пневмопоршень 36 переміщається і через вилку штока 44 і важіль 21 вимикає зчеплення.
У вихідне положення поршні і педаль зчеплення повертаються під дією сили натискних пружин зчеплення, зворотних пружин поршнів і оттяжной пружини педалі.
У разі відсутності тиску повітря в ресиверах привід вимикання зчеплення буде чисто гідравлічним, але при цьому значно зростає зусилля на педалі.
Рис. 12. Привід керування зчепленням:
1 — головний (подпедальный) циліндр; 2 — пружина оттяжная педалі; 3 — регулювальні болти; 4 — вісь педалі; 5 — пробка наливного отвору; 6 — кришка картера; 7 — болт кріплення кришки; 8 — манжета поршня; 9 — штовхач поршня; 10 — захисний ковпак; 11 — контргайка вилки; 12 — вилка штовхача; 13 — гидропоршень головного циліндра; 14 — манжета ущільнююча головного циліндра; 15 — поворотна пружина поршня; 16 — картер головного циліндра; 17, 23 — штуцери вкручені; 18 — гидропровод; 19 — пневмопровод; 20 — робочий циліндр; 21 — важіль валу вилки виключення сцеплення; 22 — поворотна пружина пневмопоршня; 24 — кришка робочого циліндра; 25 — педаль зчеплення; 26 — захисний ковпачок; 27 — наконечник перепускного клапана; 28 — кулька-клапан; 29 — кільце ущільнювальне гидропоршня; 30 — гидропоршень робочого циліндра; 31 — втулка напрямна впускного клапана; 32 — пружина впускного клапана; 33 — впускний клапан; 34 — сідло впускного клапана; 35 — поворотна пружина поршня; 36 — пневмопоршень робочого циліндра; 37 — корпус робочого циліндра; 38 — стопорне кільце; 39 — шток пневмопоршня; 40 — сапун; 41 — захисний ковпак; 42 — обмежувальне кільце; 43 — контргайки; 44 — вилка штока; 45 — маслянка; 46 — втулка пневмопоршня; 47 — сухар штока; 48 — опора штока.
Регулировка привода управления сцеплением
Привод управления сцеплением следует регулировать, если свободный ход нижнего (острого) конца рычага 21 (см. рис. 12) вала вилки выключения сцепления не соответствует размеру 4—5 мм (свободный ход педали сцепления при этом выходит за пределы 49—79 мм).
Регулировка привода производится в такой последовательности:
закрыть разобщительный кран магистрали потребителей сжатого воздуха;
выпустить воздух из ресивера дополнительных потребителей;
нажать на педаль сцепления до резкого возрастания усилия и произвести замер хода нижнего конца рычага 21 (см. рис. 12). Замер производится от кронштейна крепления пружины 22 до нижнего (острого) конца рычага 21;
если свободный ход рычага не соответствует размеру 4—5 мм, необходимо отвернуть две контргайки 43 и, вращая ключом шток 39, установить требуемый свободный ход конца рычага 21. Один оборот штока соответствует ходу конца рычага, равному 1 мм. При вращении штока 39 по ходу часовой стрелки (со стороны вилки 44) длина его увеличивается, а против хода, часовой стрелки — уменьшается;
по окончании регулировки гайки 43 законтрить.
Если невозможно добиться требуемого свободного хода рычаг 21 переставить на валу вилки выключения сцепления на один шлиц (по ходу часовой стрелки для уменьшения размера и против хода часовой стрелки для его увеличения).
Для перестановки рычага необходимо:
частично отпустить болт крепления кронштейна пружины 22;
отсоединить и снять пружину, расшплинтовать и вын уть палец вилки 44;
снять стяжной болт крепления рычага 21 на валу вилки выключения сцепления и переставить рычаг на один шлиц, после чего поставить стяжной болт на место и затянуть.
Для облегчения соединения вилки 44 с рычагом 21 необходимо:
контргайку 43 отвернуть до упора в вилку 44;
вращением установить минимальную длину штока и, внутрь рабочего цилиндра, совместить отверстие вилки 44 и рычага 21, сместив шток вставить палец и зашплинтовать его;
с помощью бородка или отвертки соединить пружину с кронштейном и затянуть болт крепления кронштейна;
вращением штока 39 установить требуемый свободный ход конца рычага 21.
Регулировать свободное перемещение педали сцепления следует, заворачивая верхний болт 3 до появления сопротивления (выбора зазоров). Затем отвернуть болт на полоборота и законтрить гайкой. Такой регулировкой устанавливается зазор между толкателем 9 и поршнем 13 главного цилиндра в пределах 0,1-0,5 мм и обеспечивается свободное перемещение педали сцепления, равное 4 — 12 мм.
С помощью нижнего болта 3 отрегулировать полный ход педали сцепления, который должен быть не менее 185 мм. Прикасание изогнутой части педали к коврику пола не допускается.
По окончании регулировки открыть разобщительный кран магистрали потребителей. После регулировки свободный ход педали должен быть в пределах 49—79 мм.
Если указанным выше способом невозможно отрегулировать свободный хoд педали сцепления, то:
при уменьшенном свободном ходе педали и незначительном износе фрикционных накладок, позволяющем эксплуатировать сцепление без замены накладок, необходимо рычаг 21 вала вилки выключения сцепления переставить на один шлиц, повернув его против часовой стрелки, а затем отрегулировать привод сцепления в последовательности, описанной выше;
при увеличенном свободном ходе необходимо прокачать гидравлическую часть привода сцепления.
5.2.2. Смена рабочей жидкости в гидравлической
части привода управления сцеплением
Порядок выполнения работ следующий:
снять с наконечника перепускного клапана 27 (см. рис. 12) колпачок 26 и надеть на клапан шланг для прокачки гидропривода. Второй конец шланга опустить в сосуд для слива жидкости;
взять из ЗИПа шланг для накачивания шин и подсоединить один его конец к наконечнику пробки наливного отверстия 5 главного цилиндра, а второй — к крану отбора воздуха или к другому источнику, сжатого воздуха и создать в резервуаре давление;
отвернуть на 1—2 оборота перепускной клапан 27, слить отработанную жидкость и продуть гидросистему сжатым воздухом. Во время слива тормозной жидкости производить выжимы педали сцепления для полного удаления жидкости;
промыть систему гидропривода, для чего отвернуть пробку 5 наливного отверстия и заполнить картер 16 главного цилиндра свежей тормозной жидкостью, после чего пробку завернуть;
создать в полости картера главного цилиндра давление слить жидкость. Во время слива производить выжимы педали сцепления для полного удаления жидкости.
При необходимости разборку рабочего цилиндра выключения сцепления производить в такой последовательности:
снять крышку 24 цилиндра, извлечь гидропоршень 30, ввернув в его хвостовик болт М6. Разбирать гидропоршень не рекомендуется;
вынуть возвратную пружину 35 гидропоршня, снять защитный колпак 41 и ограничительное кольцо 42;
извлечь из корпуса рабочего цилиндра пневмопоршень 36. Во избежание повреждения хвостовика пневмопоршня необходимо применять надставку из трубы;
вывернуть вилку 44 из штока 39 и отвернуть с него гайку, отсоединить колпак 41;
разъединить шок 39 с пневмопоршнем 36, для чего из втулки 46 пневмопоршня снять стопорное кольцо 38 и вынуть сухарь штока 47.
Произвести осмотр гидропоршня 30, пневмопоршня 36 и их уплотнительных колец. Изношенные уплотнительные кольца заменить.
Внутренние поверхности корпусных деталей промыть тормозной жидкостью и продуть сжатым воздухом.
Сборку рабочего цилиндра выключения сцепления производить в обратном порядке.
Отвернуть пробку 5 наливного отверстия, заполнить картер главного цилиндра свежей тормозной жидкостью и завернуть пробку.
Произвести прокачку гидропривода с целью удаления воздуха, для чего создать в полости картера главного цилиндра давление сжатого воздуха. Во время прокачки производить выжимы педали сцепления. Прокачивать гидропривод следует до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, опущенного в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью.
Во время прокачки необходимо доливать тормозную жидкость в главный цилиндр, не допуская расходования из него всей жидкости. После прокачки завернуть перепускной клапан рабочего цилиндра, снять шланг и навернуть на наконечник клапана защитный колпачок. Долить рабочую жидкость в главный цилиндр (уровень жидкости должен быть на 15—20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия) и плотно завернуть пробку. Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления.
Тормозная жидкость ядовита и в обращении с ней требуется осторожность. Кроме того, при попадании ее на окрашенные поверхности кабины остаются пятна.